На бесконечно задаваемый вопрос – стоит ли учить английскому малыша
и если да, то когда лучше начать, я бы ответила следующим образом. Обучать маленького ребенка в стиле, как это обычно делается в школе – однозначно не стоит.
«Забивать ребенку голову» тоже, конечно, нельзя! Водить дошколенка в
языковую школу, если это стоит немалых денег и отнимает уйму времени на
дорогу, я бы лично вряд ли стала. (Хотя, возможно, это именно потому,
что могу позаниматься сама – так же как и порисовать, полепить и т.д.)
Тем более не стоит этого делать, если ребенок не в восторге, а вы не
видите результатов, на которые рассчитывали. Среди многочисленных
подходов к дошкольному обучению мне, в большинстве случаев, импонирует
лозунг «лучше позже, чем раньше». Раймонд и Дороти Моор посвятили этому
подходу целую книгу, которая так и называется «Better late than early”. Тем не менее, обучение ребенка алфавиту, математике и иностранному языку – вещи разные. Для маленького ребенка учиться говорить и понимать речь - это очень естественно, соответствует любому (!) возрасту,
в отличие от арифметики или чтения. В первый год жизни он впитывает
нашу речь, начиная со второго года жизни - активно пытается говорить
сам. Вернее самые-самые первые попытки – это агуканья совсем крошечного
младенца. Соответственно, если мама будет обучать малыша
иностранному языку таким же образом, как она обучает его (возможно,
сама этого не замечая) родному – никакого «запудривания мозгов» не
произойдет. Если все-таки вести речь о конкретном возрасте, то это тогда, когда будут готовы … родители!
Из личного опыта знаю, что если родитель внутренне не согласен,
считает, что ребенку еще рано, он ничего не поймет и т.д. – скорее
всего ничего хорошего не выйдет. Ребенок отлично чувствует настрой мамы
или папы. Да и родителей может ожидать разочарование – возможно, они
ожидали большего и теперь жалеют о потраченных силах. Учитывая
то, что ребенок начинает осваивать речь с очень раннего возраста,
показывать малышу картинки или игрушки, называя их по-английски,
включать английские песенки и т.д. можно и младенчику, если маме это
нравится. Другое дело то, что нужно уметь создать для ребенка
соответствующую среду. И, поверьте, это возможно, даже если мама сама
не владеет языком – вы будете учиться вместе! Наш проект «Мама +Я: учим английский вместе!»
как раз и призван вам в этом помочь. Кажется ерундой заниматься такими
вещами с крохой – начинайте заниматься тогда, когда посчитаете нужным. Однако, на мой взгляд, не стоит затягивать дольше, чем за один-два года до начала преподавания английского в школе.
Почему? По стандартной схеме преподавания английского языка в школе
дети одновременно начинают изучать и сам язык, и письменность чужого
для них языка. Если у ребенка есть хотя бы малейшие затруднения с
письмом по-русски – поверьте, по-английски будет не легче. Английское
правописание сложнее русского, слова выглядят не так, как произносятся
– даже маленькие носители языка овладевают письмом и чтением на родном
им языке несколько лет, медленнее, чем их русские сверстники. Поэтому
гораздо легче переходить к чтению и письму по-английски, когда есть
возможность опереться на устное владение языком, хотя бы в небольшом
объеме. А уж если вы еще и научите своего ребенка читать и писать по-английски – с языком в школе не будет проблем! Всего вам доброго! Чтобы ничего не пропустить, рекомендуем подписаться на нашу рассылку
Как научить ребенка читать по-английски (слева) и о моделировании языковой среды - Английский с мамой шаг за шагом.
Желаю успехов, Екатерина Верткова
Возможно, вам будут полезны: Обучение чтению
на английском - самый первый шаг Шаг 1 -
объясняем и заинтересовываем ребенка, или для чего учить
английский Шаг 2 - учимся
здороваться по-английски Шаг 3 -
запоминаем на слух первые английские слова Шаг 4 - учим
ребенка понимать и выполнять простые просьбы
по-английски Шаг 8 - поем по-английски. О скрытых возможностях простых песенок |